Италия с гидом
Удивительный Джотто ди Бодоне и переход от византийских икон в реалистичной живописи
Художник и архитектор Джотто ди Бондоне, живший 7 веков назад, вошел в историю живописи как гений итальянского Возрождения. Он жил в переходный период, когда уходила эпоха Средневековья и начиналась удивительно творческая, светская эпоха Возрождения с интересом не к божественным началам, а непосредственно к человеческим ценностям.
Джотто ди Бондоне стал первым в ряду великих мастеров, кто сумел перешагнуть через устаревшие иконописные канонические традиции Византии и художественные устои Средневековья. Он стал основателем современной европейской живописи, инициатором новейшей методики объемного изображения пространства. В его творчестве находили вдохновение такие великие мастера кисти, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль.
Джотто портрет
Джотто ди Бодоне, неизвестный художник XVI века, Лувр

Талант деревенского пастушка

Сведения по биографии Джотто – скудные и противоречивые. Автор «Жизнеописаний» Вазари указывает год рождения итальянского живописца как 1276, другие исследователи – 1266-1267 годы, и это наиболее распространенная версия. А местом его рождения большинство называют Флоренцию.
Джотто Ди Бондоне родился в бедной семье крестьянина, по другой версии – кузнеца. Мальчик с детства узнал все тяготы крестьянского труда. Кто научил его рисовать – это до сих пор остается загадкой для историков.
Самый знаменитый "Поцелуй Иуды" написан Джотто в Капелле Скровеньи в Падуе, 1303-1305. Обратите внимание на Апостола Петра, он зол, вытащил нож, чтобы поразить Иуду. Но отрезал ухо попавшего под руку человека. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. Впрочем и тот не замечает это и не чувствует боли.
Хотя существует любопытная легенда, правда, не подтвержденная документально, что учителем Джотто был великий флорентийский художник Чимабуэ (Cimabue), которому в заслугу ставят возрождение итальянской живописи после ее длительного средневекового застоя. Он якобы однажды увидел рисунки деревенского пастушка Джотто на камне и был поражен его талантом. Опытный маэстро решился взяться за обучение пастушка, помог ему в освоении азов живописи.
Также в описаниях летописца Вазари упоминается факт, что Чимабуэ и Джотто совместно расписывали фрески в базилике Сан Франческо в Ассизи. И то, что Джотто ди Бондоне в росписи сумел превзойти опытного Чимабуэ.
Что бы понять гениальность художника часто достаточно посмотреть, что писали его современники и представить, что бы Вы лично выбрали для своего дома. Вот так изобразили поцелуй Иуды современники Джотто. Слева: Чимабуэ, Поцелуй Иуды, 1277-1280 гг. Фреска в церкви Сан-Франческо в Ассизи. Справа: Гвидо да Сиена, Поцелуй Иуды. 1275-1280 гг, Национальная пинакотека Сиены

Художник с деловой хваткой

Природный талант Джотто Ди Бондоне позволил ему рано взойти в элиту итальянских живописцев. Первый заказ на 28 фресок для церкви Св. Франциска в Ассизи он получил, когда ему было всего 20 лет. После этой работы стал известен всей Италии.
В 35-летнем возрасте он сделал роспись 36 фрагментов в капелле дель Арена в Падуе, где впервые применил технику трехмерного пространства, и был признан лучшим художником Италии.
триптих Джотто в музеях Ватикана
Джотто, Триптих Стефанески в Пинакотеке Музеев Ватикана, Рим
Ему стали доверять дорогие заказы, в выполнении которых Джотто проявил не меньший коммерческий талант. Это позволило ему жить довольно обеспеченной жизнью, даже купить себе земли и дом в Веспиньяно – месте, которое многие исследователи называют родиной художника.
Сохранились документальные свидетельства, что Джотто Ди Бондоне женился, в браке у него родилось 8 детей, один из которых продолжил дело отца, занявшись живописью. На пороге своего 70-летия Джотто получил назначение на должность главного архитектора Флоренции с высоким содержанием.
Джотто был популярен во всей Италии, даже во Франции, выполнил немало работ по заказу Папы римского, короля Неаполя, флорентийских банкиров, аристократии Милана, множества церквей.
Джотто цикл фресок в базилике Святого Франциска в Ассизи
В верхней базилике цвета и сами фрески сохранились плохо, после реставрации, так будут выглядеть фрески Джотто. Посмотрите слева: так выглядели фрески до реставрации, справа: так они выглядели при создании. Джотто, Святой Франциск дарит плащ бедному рыцарю (рыцарю он по статусу нужнее)
Существует интересный анекдот о том, как Папа Римский, искавший мастера для Рима, послал придворных к Джотто. Те попросили уже знаменитого в те годы живописца подтверждений таланта в виде рисунков, чтобы показать главе католической церкви. Джотто макнул кисть в красную краску, и, прижав локоть к телу, создавая таким образом циркуль, начертил идеально ровный круг. Отдал этот рисунок для Папы, сказав, что и такого подтверждения достаточно. В народе тут же родилось выражение, адресованное безнадежным простакам: «Ты еще круглее, чем джоттовское О».
Джотто, Папе Римскому снится сон- монах поддерживает Лютеранскую Базилику в Риме

Новаторство живописца

Джотто ди Бондоне, заложивший основы итальянской школы живописи, был инициатором ряда новшеств:
  • он создал новую технику живописи в трехмерной пространственной перспективе (сама перспектива еще не была у него совершенной), которая заменила общепринятый стиль плоского изображения в иконописи. Художник изображал светотень и фигуры перестали быть плоскими.

Джотто Поклонение Волхвов
Джотто, Поклонение волхвов, 1303-1305, Капелла Скровеньи, Падуя. Мы видим складки на одежде, художник отступает от принятого в то время золотого фона. Он пишет свои фрески с голубым небом. Это уже настоящее трёхмерное пространство и настоящие живые люди со своими эмоциями.
  • Фоном библейских сюжетов сделал пейзажи, интерьеры, а не просто золотой фон, символизировавший золотые поля Рая;

Джотто встреча у золотых ворот
Джотто.,Встреча у золотых ворот, 1303-1305 гг, фреска, Капелла Скровеньи, Падуя. Святыве расположены не в центре композиции. В центре расположены женщины в черном и белом, возможно, они символизтруют радости и горести человеческие. Джотто первым создал композицию. До него главные персонажи бы точно стояли в самом центре. Мы видим нежные объятия супругов. Анна сообщает мужу радостную весть (у нее родится Мария. будущая мать Христа). Мы видим. что супруги уже немолодые люди. И мы вообще видим поцелуй супругов!
  • святые на фресках и полотнах были представлены как живые люди с выражением эмоций и различных чувств на лицах.

Джотто Благовещение Святой Анне
Джотто, Благовещение святой Анне. 1303-1305 гг. Капелла Скровеньи, Падуя. Впервые люди увидели стареющее лицо. До этого святые кому за 50 изображались схематично, без особых признаков старения. Служанка, которая прядёт под лестницей. Одно колено женщина отодвинула в сторону и складки одежды вторят этому движению.
Его техника письма отличалась светлыми красками, гармонией цвета и линий, выразительной праздничностью.

Дружба двух гениев

Во Флоренции Джотто ди Бондоне познакомился с итальянским поэтом Данте Алигьери. Между ними зародилась дружба на долгие годы, хотя некоторые исследователи считают это не более чем очередной легендой.
Джотто запечатлел образ Данте в своих флорентийских фресках в капелле палаццо дель Подеста. Данте также увековечил имя итальянского живописца в своей бессмертной «Божественной комедии», написав, что Джотто превзошел Чимабуэ.

Джотто Данте
Самый старый портрет Данте, написанный Джотто, Национальный музей Барджелло
Летописец Вазари, автор «Жизнеописаний», назвал Джотто «Данте итальянской живописи». Оба творца были символами предтечи эпохи Возрождения. Величие двух гениев в истории итальянской культуры – в их новаторском подходе.
Заслуга Данте – в создании литературного итальянского языка, Джотто – языка реалистической живописи, который потом подхватили европейские мастера искусства. Недаром время, в котором они оба творили, в Италии называют эпохой Данте и Джотто.
Джотто оплакивание Христа
Джотто, оплакивание Христа. Опять голубой небо, объёмные одежды, невероятные краски и горе на лицах персонажей. Ангелы в разных пространственных положениях.
Джотто, Бичевание Христа. Интересно, что Иисус сидит, а не прикован к столбу.Смотрите, какие красивые переходы цветов у персонажа справа, и какие складки.
Увеличим лица мучителей... даже национальности разные, не только эмоции персонажей!