Италия с гидом
Маргарита Лути, возлюбленная Рафаэля.
Итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения Рафаэль Санти за свою недолгую жизнь (37 лет) написал несколько десятков образов божественной Мадонны. Его мать умерла, когда мальчику было всего 8 лет, и всю свою невысказанную любовь к ней он выразил в картинах своих мадонн, воспевая женскую красоту и материнство.

Лучшей работой Рафаэля считается его картина «Сикстинская Мадонна», в образе которой проступают черты его знаменитой натурщицы и любимой женщины Форнарины, которая была с ним до конца его жизни. История любви Рафаэля и Форнарины спустя столетия обросла различными мифами. Возлюбленную Рафаэля считали не только влюбленной в художника девушкой, но и называли коварной соблазнительницей, развратной куртизанкой, которая измучила его сексом до смерти.

Натурщица за 3000 злотых

Рафаэль Санти впервые увидел Форнарину в 1514 году, когда расписывал главную галерею римского дворца «Фарнезино» по заказу богатого банкира Агостино Киджи. Для фрески «Амур и Психея» ему нужны были молодые натурщицы.

Встреченная им на берегу реки Тибр 17-летняя красавица Маргарита Лути, дочка местного пекаря, как нельзя лучше подходила для модели. По другой версии, художник увидел ее в окне второго этажа дом №20 на улице Санта Доротея в Риме, где располагалась пекарня ее отца. Сегодня экскурсоводы охотно показывают этот домик и окошко Форнарины.

Прозвище Форнарина («Булочница») от итальянского La Fornarina,, данное Рафаэлем юной натурщице, пожизненно закрепилось за женщиной. Говорят, Рафаэль выкупил девушку у ее отца, пекаря Франческо Люти, за 3000 золотых. У Маргариты был жених, и она собиралась замуж, но сумма, предложенная художником, настолько покорила сердце ее отца, что он разрешил писать сколько угодно портретов своей дочери.

Работа в студии 17-летней красавицы и 31-летнего живописца переросла в роман. Их любовь длилась 6 лет, до самой смерти Рафаэля. Как гласит один из мифов, он скончался в кровати своей любовницы, не выдержав бурного секса.

Жизнь с богатым художником

Для своей возлюбленной Рафаэль снял роскошную виллу в одном из предместий Рима. Он одел девушку с ног до головы, нарядил ее в драгоценности и осыпал подарками. У нее были свои лошади и собственный экипаж. Зажила бедная дочь пекаря как аристократка.

Рафаэль влюбился настолько сильно, что не мог надолго расставаться со своей девушкой. Он даже забросил работу в галерее банкирского дворца, чем вызвал негодование Агостино Киджи. Чтобы хоть как-то заставить живописца продолжить роспись, банкир предложил Рафаэлю переехать с Маргаритой в Фарнезино в одно из помещений дворца.

Другой миф гласит, что возлюбленная Рафаэля, частенько скучавшая в его отсутствие на работе, охотно флиртовала и даже открыто предлагала себя всем посещавшим мастера молодым художникам и его ученикам. Якобы она даже была любовницей банкира Агостино Киджи.

Или все-таки жена?

Породниться со знаменитым и богатым художником мечтали многие знатные семейства Италии. Его близкий друг и покровитель кардинал Бернардо Довици Биббиена решил женить Рафаэля на своей племяннице Марии. Официальная помолвка состоялась, но художник всячески оттягивал женитьбу. Свадьба в итоге так и не состоялась: Мария рано умерла, так и не дождавшись законного брака.

Рафаэль умер тоже молодым – в 37 лет. Он похоронен, как жених племянницы кардинала Бернардо Довици Биббиена.

Существует несколько версий смерти Рафаэля: от чрезмерного сексуального невоздержания, от сердечной недостаточности, респираторного заболевания или какой-то вирусной эпидемии. В это время еще несколько близких художнику людей тоже умерли так же внезапно.

Перед смертью Рафаэль Санти успел составить завещание и оставить богатое состояние своей возлюбленной, что вполне обеспечивало ей дальнейшую безбедную жизнь. После его смерти Форнарина ушла в монастырь (или ее к этому принудили, неизвестно). Позже исследователи нашли ее имя в списке монахинь, записанное как «вдова Рафаэля».

Есть и другой миф, что она стала знаменитой куртизанкой и предавалась сексуальным утехам с богатыми аристократами.

Итальянский профессор Маурицио Бернарделли Куруз, изучая жизнь Рафаэля и Форнарины, сделал вывод, что художник успел-таки тайно жениться на своей натурщице. Аргументировал это следующими фактами:
  • жемчужины в волосах молодой женщины («Дама с покрывалом», 1516 г.) – такие украшения в Италии назывались «ромашками», «маргаритами», их носили только замужние дамы;
  • браслет на предплечье женщины с надписью «Рафаэль Урбинский» (портрет, написанный Рафаэлем за год до своей смерти);
  • обнаруженное при реставрации той же картины закрашенное обручальное кольцо с рубином на пальце;
  • запись «Маргарита, вдова Рафаэля» в архиве монастыря, куда ушла Форнарина после смерти своего любимого.

История любви живописца Рафаэля Санти и Форнарины за столетия обросла множеством мифов. Часть их рождена творческими вымыслами итальянского писателя Конолли, написавшего «Жизнь Рафаэля» (1790 г.). Их достоверность еще предстоит изучать исследователям, открывая новые тайны творческой и личной жизни великого мастера.